|
Игрушка, которая является символом нашей страны, вынуждена
конкурировать с многочисленными подделками; на производство настоящей матрешки
мастерам одной из старейших фабрик в Сергиевом Посаде приходится выкраивать
деньги из собственного бюджета
Один из традиционных народных промыслов - производство матрешки - под
угрозой. Игрушка, которая является символом нашей страны, сегодня вынуждена
конкурировать с многочисленными подделками. В итоге - на производство настоящей
матрешки мастерам одной из старейших фабрик в Сергиевом Посаде приходится
выкраивать деньги из собственного бюджета.
Министерство промышленности и торговли все чаще констатирует - матрешки
на столичных прилавках - в основном подделки, не всегда даже
российского производства. Выход из ситуации один - стимулировать отечественного
производителя.
Станислав Наумов, заместитель министра промышленности и торговли РФ:
- Не скажу, что мы ничего не делаем. Ну, за последние годы у нас существенно
увеличилось финансирование народных художественных промыслов, оно выросло до
более чем 80 миллионов рублей.
Чтобы посмотреть, в каком положении находится производство русской
народной игрушки, мы отправились в Сергиев Посад - на старейшую фабрику по
производству матрешек.
Александр Словеснов, директор ЗАО "Художественные изделия и
игрушки":
- Денег мы ни от кого не получали. Мы готовы принять деньги, готовы
вложить их в производство, реорганизоваться на них, готовы ответить за каждую
копейку, отчитаться!
Трудно поверить, но Александр Словеснов говорит о балансе когда-то
известного на весь мир предприятия. Именно здесь 110 лет назад началось ее
массовое промышленное производство. Отсюда целыми эшелонами она вывозилась в
республики Союза и за границу. Так было до конца 80-х - тогда финансирование
прекратилось, и фабрика стала специализироваться на сувенирных куклах из
пластика и резины. И только с этой весны горстка энтузиастов, их не больше 10
человек, возобновляет старинный промысел.
- Вот, она такая, эта загорская матрешка. И она практически уже
много-много лет не меняется.
Не меняется и покупатель этой игрушки. В основном - это иностранцы, для
которых она входит в традиционный туристический набор. Снижение спроса на
матрешку у россиян специалисты объясняют так - производитель не креативен, не
может адаптироваться к новым условиям рынка, не продвигает свою продукцию. Да и
сама матрешка уж очень традиционна.
Станислав Наумов, заместитель министра промышленности и торговли РФ:
- Можно думать и об инновациях. Я не думаю, что надо ограничиваться только
каким-то одним способом росписи матрешек. У меня в детстве была одна матрешка,
по-моему, до сих пор есть, понятно, что уже, если я их не коллекционирую, я их
покупать не буду.
Александр Словеснов, директор ЗАО "Художественные изделия и
игрушки":
- Но она тем вот и дорога. Она запомнилась всем, многим поколениям, - и я
так думаю, если что-то изменить, это будет совсем не то. И вот мы пытаемся
ее в этом виде сохранить, донести до людей. Согласитесь, 110 - есть что
сохранять!
Как сложится
судьба старинного промысла, сказать наверняка не может никто из наших
собеседников. И только нарядная русская матрешка уверенно смотрит куда-то вдаль
- и улыбается так же, как 110 лет назад.
|
|