В России может прекратиться производство матрешек 19.06.2009 18:09
В России в дни кризиса под угрозой вымирания оказался национальный игрушечный бренд - матрешка. Начался сувенирный сезон, но на древнейшем в стране кукольном производстве в подмосковном Сергиевом Посаде затишье. И без того скромные заказы уменьшились втрое. При этом мировой рынок атакуют матрешки с этикетками «сделано в Китае». Матрешки на полке - только образец. Других на заводе сейчас нет. Склады пусты, мастерские тоже. И не скажешь, что предприятие обеспечивало всю Россию и зарубежье национальной гордостью. По словам начальника цеха традиционной матрешки Светланы Ситниковой, в день выпускалось полторы тысячи матрешек, «15-20% уходило на экспорт». Редкие заказы мастера выполняют дома. 10-ти художников вполне хватает. Татьяну матрешечный бизнес кормит уже 25 лет. Каким бы маленьким ни был доход, кисть из руки не выпускает. Другие мастера постепенно выходят из дела. «Кто стал частником, кто работает по другой специальности. У меня подруга переквалифицировалась в фармацевты, но лично я не могу предать свое изобразительное искусство», - говорит мастер по росписи матрешек Татьяна Калугина. В последние годы Татьяна работала на потребу публики: блестящие краски и лица президентов. Только сегодня вернулась в исконно русскую роспись. «Загорскую» матрешку решили возродить. Более ста лет назад она здесь родилась. Сегодня пытается выжить. Одну партию в мае уже продали. «Изделия расходятся по России, поскольку начался туристический сезон. Поступают в Петербург, Владивосток», - рассказывает Светлана Ситникова. Туристу наскучили деревянные президенты, говорит директор фабрики. Сегодня все его бизнес-проекты связаны с исконной матрешкой. И планы даже больше, чем наполеоновские: восстановить цеха и вернуть кустарей на конвейер. На землю опускают высокие коммунальные расходы и отсутствие инвестиций. Александр Словеснов, и.о. директор ЗАО «Художественные изделия и игрушки», поясняет: «Даже если сейчас матрешки начнут продаваться, это не спасет промысел. Нужны деньги на развитие. Но из-за кризиса взять кредит в банке стало практически невозможно». Еще один план - вернуться на мировой рынок сувениров. Сейчас там царствуют другие. Матрешки с лицом Путина на Западе уже давно продаются с наклейкой «сделано в Китае». Но для того, чтобы наша дама вытеснила иноземную самозванку, ей нужно хотя бы выжить в кризис и не исчезнуть. В списке стратегических предприятий заводов народных промыслов нет. «Нас могли бы спасти несколько миллионов рублей, счет даже не идет на доллары», - отмечает Александр Словеснов. Липовое поленце, краски, лак, руки мастера. На выходе самая дешевая матрешка стоит рублей 100. И все это рядом с пустующими мастерскими и потоком счетов, которые отнимают большую часть выручки. Таков фон будущего, в котором мы можем потерять игрушечный русский бренд.
|